Лечение задержки речевого, психомоторного развития
Задержка речевого развития (ЗРР) возникает у детей в возрасте до 4 лет и характеризуется тем, что у ребенка возникают сложности с запоминанием, пониманием и произношением слов, словосочетаний и предложений. В дальнейшем дети могут испытывать трудности с правописанием (дисграфия), не могут успешно учиться и усваивать общеобразовательную программу. 20-30% современных детей нуждаются в логопедической помощи.
Отставание в развитии речи – тот случай, когда родителям лучше перестраховаться, чем пустить ситуацию на самотек: уже к 5 годам ЗРР приводит к отставанию в психическом развитии, а если проблема не устранена к 7-летнему возрасту, вероятность благоприятного исхода становится ничтожно малой.
В клинике АБИА с детьми, имеющими задержку речевого развития, комплексную работу проводят специалисты разных профилей: невролог, психолог, психотерапевт, логопед, рефлексотерапевт, физиотерапевт, массажист, остеопат и др. Результатом совместной работы становится значительное улучшение, а во многих случаях полное преодоление отставания в темпах развития речи.
Когда ребенок должен начать говорить: возрастные нормы
Заподозрить задержку в развитии речи ребенка могут сами родители.
Мамам и папам стоит насторожиться в том случае, если:
- Достигнув четырехмесячного возраста, младенец не улыбается и не реагирует оживлением на голос родителей;
- В 8 месяцев не повторяет слоги;
- В 1 год не знает названий наиболее употребимых предметов и говорит менее 10 слов;
- В 1,5 года не выполняет простые задания и не пытается воспроизвести слова вслед за взрослыми;
- В 2 года говорит менее 50 слов, не учит новые словоформы, не формулирует простейшие фразы;
- В 2,5 года не может сформулировать фразы из 3 и более слов;
- В 3 года в речи нет своих собственных предложений, ребенок повторяет только заученные фразы (например, из мультфильма), не выговаривает слова целиком, вместо ответа на вопрос повторяет вопрос, говорит медленно;
- В 4 года не говорит длинными предложениями с использованием всех частей речи, не может объединить слова в группу.
- В 5 лет речь ребенка не приблизилась по объему словарного запаса, грамматическим конструкциям и чистоте к речи взрослого.
Допустимо отклонение от указанных норм не более, чем на четыре месяца.
Заподозрить нарушение развития речи можно уже у совсем маленького ребенка.
Первым специалистом, к которому следует обратиться родителям, является детский невролог. Для выявления причины задержки психомоторного и речевого развития и определения с дальнейшей тактикой, детский невролог назначает диагностические исследования.
В нашей клинике ребенок может пройти такие обследования, как ЭЭГ, УЗИ головного мозга, исследование сосудов головы и шеи, получить на месте консультации других специалистов, участвующих в коррекции ЗРР у детей.
В большинстве случаев ЗРР и ЗПРР имеют объективную причину:
- Повреждения, кисты, врожденные или приобретенные отклонения в развития головного мозга (в том числе и микроизменения), которые могут быть спровоцированы внутриутробными инфекциями, тяжелыми родами, недоношенностью, рядом заболеваний матери;
- Повышенное внутричерепное давление;
- Снижение слуха;
- Психические заболевания.
Второй группой факторов, провоцирующих задержку речи у ребенка, являются социальные:
- Гиперопека взрослых;
- Дефицит речевых контактов;
- Психологические травмы.
При выявлении одной или нескольких причин из этой группы работу с ребенком и родителями проводит детский психолог и психотерапевт.
Лечение задержки речевого и психоречевого развития
Подход к коррекции ЗРР и ЗПРР будет отличаться от ребенка к ребенку. Спектр рекомендуемых мероприятий зависит от причины, вызвавшей речевое отставание, степени его выраженности, психологических и физиологических особенностей ребенка, его возраста.
- Как правило, лечение начинается с того, что невролог назначает препараты, стимулирующие мозговые процессы и речевой центр, а также средства, являющиеся необходимыми строительными материалами для клеток головного мозга.
- Психолог проводит индивидуальные развивающие занятия с ребенком, целью которых является стимулирование речи, развитие мышления, памяти, внимания, а также мелкой и крупной моторики, важной для формирования речи.
- Логопед учит ребенка правильному произношению звуков, при необходимости выполняется логопедический массаж.
- Рефлексотерапия хорошо зарекомендовала себя у детей с ЗРР: микротоки через связанные области на теле без применения лекарств стимулируют центры головного мозга.
- Остеопатия помогает восстановить нормальное кровоснабжение страдающих органов, снять напряжение в мышцах и связках речевого аппарата.
- Физиотерапия и лечебный массаж ускоряют психомоторное развитие, дают хороший эффект у детей с ДЦП, отстающих в речевом и психическом развитии.
Комплексный подход к проблеме ЗРР и ЗПРР позволяет воздействовать на проблему с разных сторон и дает лучшие результаты за наименьший срок. Результатом лечения задержки речи является значительное ускорение темпов развития речи, а во многих случаях удается полностью справиться с отставанием ребенка в психомоторном и речевом развитии.
Чтобы увериться в том, что речь вашего ребенка соответствует нормам, а также своевременно помочь ему, если будет диагностирована ЗРР, запишитесь на прием к неврологу на любой удобный для вас день.
СПЕЦИАЛИСТЫ
СТОИМОСТЬ УСЛУГ
Прием (осмотр, консультация) детского невролога первичный | 3200 руб. |
Прием (осмотр, консультация) детского невролога повторный | 2900 руб. |